90 лет со дня рождения Билла Хейли

Вся «рок-н-ролломания» началась с одной песни Билла Хейли, которая называлась «Rock Around The Clock», созданной Максом Фридмэном и Джимми де Найтом. Сингл с этой песней был выпущен 12 апреля 1954 года. Позже песня попала в «Книгу рекордов Гиннесса» как композиция, разошедшаяся в мире наибольшим тиражом за всю историю рок-музыки.

Уильям Джон Клифтон Хейли-младший родился 6 июля 1927 года в Детройте, штат Мичиган, в музыкальной семье. Музыкой он начал зарабатывать на жизнь уже в тринадцатилетнем возрасте. Поначалу он играл и пел на улице, затем стал разъезжать по стране с кантри-командами. В 1945 году появилась первая пластинка Хейли — «Candy Kisses» («Сладкие поцелуи»), которая, впрочем, не имела особого успеха. Хейли записывает и выпускает следующие диски — «Rocket 77» («Ракета 77») и «Rock This Joint» («Потрясем этот кабак»), которые имеют более удачную судьбу. Позже Хейли стал работать диск-жокеем на одной из радиостанций, такая работа означала для него возможность общения с аудиторией, а значит, возможность изучения вкусов аудитории. Билл Хейли правильно уловил тенденцию изменения настроений молодежи и соединил некоторые характерные черты музыки ритм-энд-блюза и кантри. То, что получилось, и было названо термином «рок-н-ролл».

«В начале 50-х годов мир жаждал чего-то нового,— вспоминал впоследствии Хейли.— Время соло-вокалистов и биг-бен-дов прошло. Пожалуй, единственным, что производило впечатление, был джаз, но он был выше понимания среднего слушателя. Я чувствовал, что если использую ритм, под который можно хлопать в ладоши и танцевать, это будет как раз то, что им нужно. Остальное было легко…»

Поначалу Билл Хейли испытывал трудности. Его стиль, соединявший черты кантри и ритм-энд-блюза, никто не хотел признавать. Но постепенно, с ростом нового поколения слушателей, росла слава Хейли. Певец вспоминал: «Мы играли рок-н-ролл, хотя и не называли его так. Нам повезло: мы пришли в то время, когда в музыке не происходило ничего нового… Рынок для нас был открыт». Сам термин «рок-н-ролл» впервые применил диск-жокей, Алан Фрид. И все-таки звук и стиль рок-н-ролла был сформирован именно Биллом Хейли.

Пластинка «Crazy Man Crazy» («Потрясно, парень, потрясно!»), записанная Хейли и его группой «The Comets» («Кометы») в 1953 году, достигла 12-го места в хит-парадах. Пластинка с этой песней явилась первой пластинкой рок-н-ролла, попавшей в списки популярности. Ободренный успехом, Хейли заключил контракт с фирмой «Декка», которая и выпустила 12 апреля 1954 года знаменитый сингл «Rock Around The Clock». Интересно, но вначале эта песня что называется, «не пошла». Группа «The Comets» записала следующую пластинку «Shake Rattle And Roll». Вот эта, вторая пластинка, записанная на студии фирмы «Декка», и привлекла первоначально внимание публики. Результат — 7-е место хит-парада в США и 4-е в Англии.

Но в 1955 году на экраны вышел художественный фильм «The Blackboard Jungle» («Школьные джунгли»), повествующий о молодом школьном учителе, вступившим в конфликт с хулиганствующей компанией подростков. В фильме на фоне титров звучала песня «Rock Around The Clock». Песня и фильм имели сенсационный успех, сингл с песней моментально занял первые места по обе стороны Атлантики. В течение двух лет — с января 1955 по январь 1957 года — он пять раз возвращался на первое место. По данным «Книги рекордов Гиннесса», общий тираж сингла в мире составил 25 миллионов экземпляров. Это был абсолютный рекорд. Руководители фирмы «Декка» потирали руки — за первые тринадцать месяцев популярности Билла Хейли было реализовано 3 миллиона его пластинок.

В середине 50-х годов популярность Хейли стремительно возросла, он стал настоящей звездой. Правда, некоторые недостатки ограничили пребывание Хейли в ранге «звезд» — его возраст (Хейли приближался к 30-ти годам, поэтому более молодой Элвис Пресли вскоре занял его место) и, самое главное, заметный недостаток вкуса, из-за чего Хейли зачастую выглядел деревенщиной, случайно пробившейся на музыкальный Олимп. Однако несмотря на все недостатки, конец 50-х годов — это было время вдохновенной и напряженной работы Билла Хейли и его команды. Одна за другой записываются и выходят пластинки группы «Кометы» с подлинными образцами рок-н-ролла: «Mambo Rock», «See You Later Alligator» («Увидимся позже, аллигатор»), «Rock-A-Beatin’ Boogie» («Ритмический рок-буги»), «Rockin’ Through The Rye» («Рок через рожь»), «ABC-Boogie» («Алфавит-буги») и другие. Хейли и «Кометы» ведут гастрольную деятельность, на концертах царит атмосфера всех будущих рок-концертов: музыка тонет в крике, свисте, топоте и реве аудитории, галерки в залах сотрясаются так, что на людей, находящихся внизу, падают куски штукатурки. Группа «Кометы» ввела в обиход исполнение рок-н-ролла с использованием приемов клоунады: лежа на полу, на коленях, в прыжке. Все это имело поистине убойный эффект…

Популярность Хейли резко возросла, когда на голливудской студии «Коламбия» был снят фильм с названием «Rock Around-The Clock». В фильме прозвучали 9 композиций группы «Кометы». Фильм имел не просто успех, демонстрация его сопровождалась самой настоящей истерией. Во многих кинотеатрах наэлектризованные фанаты ломали кресла, а в некоторых городах фильм был запрещен к демонстрации — «во избежание».

Когда популярность Хейли в Америке пошла на убыль, певец отправился на мировые гастроли. В Англии ему довелось познать вторую волну популярности. Это было в 1957 году, и Европа встречала Хейли как подлинного кумира рок-н-ролла. В Англии имя Билла Хейли присутствовало в хит-парадах в течение 10 недель. Этот рекорд не удалось позже побить ни «Битлз», ни Элвису Пресли, ни Майклу Джексону.

И все же, когда на сцене появились более молодые исполнители рок-н-ролла, Хейли пришлось отойти в тень. Лишь время от времени он участвовал в ностальгических турах, посвященных первым годам рок-н-ролла. Осенью 1980 года очередное турне было отменено из-за болезни певца. Он был помещен в больницу с подозрением на опухоль головного мозга. К сожалению, подозрения врачей оправдались. Спустя три месяца, 9 февраля 1981 года певец скончался.

В историю музыки жизнерадостный Билл Хейли вошел как родоначальник стиля, что заставил танцевать, прыгать и трястись всю планету.